СТАТЬЯ В ЖУРНАЛЕ "МЕНЕДЖМЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ" Г. МОСКВА №5 (53) 2012
Мы в Телеграм Мы в ВКонтакте Наш канал в Twitter Мы в Одноклассниках Наш канал в Яндекс.Дзен Наш канал на Youtube
Обратный звонок +7 (342) 206-19-12

Пресса о нас

05.05.2012

СТАТЬЯ В ЖУРНАЛЕ "МЕНЕДЖМЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ" Г. МОСКВА №5 (53) 2012

«Подводя итоги 20-летнего развития охранного бизнеса хочется заглянуть в будущее  и сделать всё возможное, чтобы оно становилось как можно более оптимистичным.
      На процессы развития охранного дела в ближайшей и обозримой перспективе будут влиять, кроме всех прочих два фактора:
1. обострение конкурентной борьбы, в том числе - при вступлении страны в ВТО;
2. сокращение численности сотрудников МВД, при котором всей системе МВД придётся перестраивать свою работу, сообразуясь с новой реальностью.
      Обучение охранников в системе оказания охранных услуг должно соответствовать нескольким критериям, а именно:
1. эффективно повышать качество и надёжность оказываемых услуг;
2. не создавать дополнительных барьеров для выполнения услуг ЧОО;
3. соответствовать требованиям Потребителя услуг;
4. не создавать коррупционных условий.

Вопрос 1. Эффективность сомнительна, так как, с одной стороны - не складывается доверие к существующим школам и системам подготовки, а с другой - запросы рынка гораздо шире, чем предлагаемые модели подготовки. Кроме того, обучающие центры не несут никакой ответственности за результаты своей работы перед Заказчиком. Скорее наоборот, охранные предприятия зависимы от школ, от скорости прохождения всех этапов подготовки и получения соответствующих документов охранником. Практически можно с большой долей уверенности говорить об административных барьерах на пути оказания охранной услуги, а именно:

Вопрос 2. - обучение охранника и получение им необходимых документов занимает 3-5 месяцев;
-закрепление оружия и получение документов, разрешающих использование одного ствола занимает ещё месяц. Итого, 4-6 месяцев каждый новый Заказчик должен или ждать прохождения процедур (а если у него всё очень серьёзно?), или мы вынуждены «вырывать» оружие и подготовленных сотрудников с других объектов, тем самым, подрывая выполнение договорных условий с другим Заказчиком и нарушая, в том числе и Трудовой кодекс.
-нормы закрепления оружия противоречат интересам Заказчика и ставят нас в условия, когда крайне сложно качественно выполнять свою работу не нарушая Закон.
-выстроенная система подготовки охранника не накладывает никакой ответственности за качество обучения на обучающие центры, но дают в структуре накладных расходов ЧОО дополнительно от 3% (крупные кампании) - до 10% (небольшие ЧОО). А в структуре себестоимости услуги эта цифра составляет 1-3%. В настоящий момент повышение эффективности и конкурентоспособности экономики страны является одной из приоритетных задач руководства. В масштабах страны, где почти миллионная армия охранников, 2% себестоимости охранной услуги - значимая сумма.
-благодаря внедрённой системе подготовки создан барьер для входа на рынок новых ЧОО. Те новые сотрудники, кто приходят, как правило, не имеют денег на проф.подготовку, а новые охранные предприятия не могут прокредитовать этих сотрудников для обучения и получения ими соответствующей квалификации. Остаётся другой путь - обещать тем, кто имеет уже удостоверение охранника повышенные зарплаты, переманивать их из других ЧОО.  Как правило, такие обещания в итоге не выполняются, но это уродует услугу и отношение сотрудников к своей профессии. Появляются многочисленные «бегунки» из одного предприятия в другое, многие из них - с длинным шлейфом нарушений на предыдущих местах работы, отследить которые при действующем законодательстве - затруднительно.

Вопрос 3. Потребитель требует услуги разного уровня, от простой (сторожевой, вахтёрской, консьержной, администратора торгового зала) - до вооружённой охраны, часто требуется комплекс услуг. Главное - получить всё «из одних рук». Каждый вид услуги имеет свою задачу и стоимость, и соответственно - модель подготовки сотрудника должна иметь свою специфику. Перед потребителем ответственность за качество продукта несут ЧОО, и ему (потребителю) нужна безопасность. Изъяв из услуг охраны вышеприведённые должности, разорвав комплекс услуг, Законодатель улучшил или ухудшил безопасность объектов? Как сделать так, чтобы Потребителю не приходилось ждать услуги, а нам - изворачиваться? И главное, как эффективно повышать уровень и качество оказания услуг, соответствуя букве и духу Закона?

      На мой взгляд, сегодня, с теми правилами, которые приняты в охранном бизнесе,  это очень сложно. Нам неудобно работать, нам трудно будет конкурировать с иностранными кампаниями в условиях ВТО, когда иностранный бизнес зайдёт на территорию РФ (на самом деле это уже происходит, и мы все об этом знаем).

Предлагаю:

         1. Рассмотреть вопрос и выйти с инициативой к Законодателю о введении в Закон о ЧОД 1,2,3 категорий охранников с соответствующими, усечёнными полномочиями - вахтёров, администраторов, сторожей, консьержей и т д.
         2. Рассмотреть возможность изменения системы подготовки охранника, и вернуть полномочия по подготовке охранника частным охранным организациям, изъяв из Закона требования, связанные с обязательным получением охранниками удостоверений на право заниматься охранной деятельностью. Всю ответственность за качество подготовки охранника возложить на ЧОО, для чего
          3. Сформулировать в Законе квалификационные требования ко всем 6 категориям охранников, и предоставить лицензирующим органам право регулярных проверок выполнения лицензионных требований в части качества подготовки сотрудников, особенно - 4,5,6 категорий.
          4. Изменить нормы оборота оружия в части их закрепления. Необходимо, чтобы сотрудники соответствующей квалификации имели право брать для выполнения договорных работ то оружие, которое имеется в данный момент в наличии.
          5. Возложить на образовательные учреждения ответственность за грубые ошибки охранника при выполнении ими должностных обязанностей, если работодатель создал все необходимые условия, определённые Законом, охраннику.

      Эта мера позволит создать реальную потребительскую стоимость НОУ подготовки охранника. У руководителей охранных организаций появится выбор - готовить охранников самостоятельно, или передать их подготовку (и ответственность) негосударственным образовательным учреждениям».

Возврат к списку