16.02.2015
Андрей Козеев: Приглашение к разговору о …
Коротко опишу проблематику развития рынка негосударственных предприятий безопасности (НПБ), как я её вижу.
Главная проблема заключается во фрагментарности и «местечковости» развития и функционирования всего пространства негосударственного сектора безопасности. Система НПБ раздроблена (и продолжает дробиться) на интересы различных министерств, ведомств, крупного бизнеса и др. Благодаря этому дроблению появляются множественные, часто противоречивые интересы, на стыке которых процветает коррупция, преступность, множатся угрозы обществу, бизнесу и государству.
За многие годы существования «отрасли» уже сказано много слов, сделано хороших выступлений, многие государственные мужи многократно поддержали и одобрили деятельность негосударственных предприятий безопасности. Но:
Общее пространство безопасности в стране продолжает дробиться на всё более мелкие составляющие. Задаю себе вопрос: «Кому это выгодно?».
Ведь именно в мутной воде раздрая и междоусобиц, сложного управления, множеств законов и подзаконных актов, на стыке разных интересов и возникает та самая коррупция, плодящая преступность и противоречащая истинным интересам государства.
Таким образом, считаю главной проблемой развития НПБ - отсутствие у государства единых подходов к формированию общего законодательного пространства для всех участников рынка.
Для успешного развития НПБ требуется унификация законодательства, а значит и условий развития – для всех участников рынка.
Кстати, отдельного анализа заслуживает тот невероятный вред безопасности страны, который на сегодня приносит 44 ФЗ. Хорошо бы кто-то взялся собрать и обобщить.
Вместе с тем, государство обязано очертить круг своих интересов (стратегические объекты и отрасли), в вопросах безопасности в который могли бы заходить только аккредитованные для того предприятия.
Систему аккредитации необходимо разрабатывать и утверждать отдельными законодательными актами. Но и эта система аккредитации также должна быть единой для всей страны и всех министерств и ведомств, но с различными уровнями требований –согласно присвоенных им государством категорий защиты.
Хотелось бы наконец услышать и прочитать ясно и чётко сформулированные критерии оценки работы НПБ в структуре (системе, интересах или как их назвать?) национальной безопасности. То есть, «что такое хорошо, и что такое плохо?» для государства.
Как нам правильно, с максимальной пользой для государства и выгодой для себя встраиваться в эту систему? И нужны ли мы там сейчас? Если не нужны сейчас - что мы должны сделать, чтобы, учитывая интересы бизнеса, мы смогли бы, пусть не «всем чохом», а штучно, но вписываться в глобальные интересы безопасности страны завтра?
Для решения подобных вопросов потребуются большие усилия, многочисленные факты и аналитика, доказывающая эмпирически понятные нам вещи.
Дробление пространства НПБ противоречит прямым интересам государства и ведёт к проигрышу в конкурентной борьбе на международном рынке, оцениваемом более чем в 300 млрд долларов США в год.
Нам нужен жёсткий и прямой диалог, вскрывающий как наши недоработки, так и близорукость власти, продолжающей политику «разделяй и властвуй». Подобная политика хороша внутри страны, для создания приемлемых условий существования власти. Но она, эта политика препятствует развитию «отрасли» и делает нас убогими перед лицом мощнейших трансатлантических конкурентов – таких, как G4S или Securitas.
Отсюда мои вопросы:
·Каким должно быть пространство Негосударственных предприятий безопасности в современной России?
·Что полезно и что вредит развитию НПБ в соответствии с национальными интересами РФ?
·В чём они, эти национальные интересы государства (хотелось бы услышать из первых уст, но не формальные штамповки из телевизора) в сфере НСБ.
·Как должны работать НСБ чтобы войти в национальную систему безопасности, если не всем «чохом», то поадресно?
·Какова должна быть идеология и стратегия развития законодательства в сфере НСБ для поддержания всего, выше перечисленного?
Пора ставить ставку на вскрытие проблем, на острый разговор по проблематике. Такой разговор, который даст реальную пищу как для анализа, так и для простого размышления всем участникам сферы безопасности - чиновникам, политикам, и, собственно, самим НСБ.
Это трудно. Практически, сверхзадача. Но я уверен, что только такой подход способен в дальнейшем повысить эффективность государственно-частного партнёрства в области негосударственной охраны и безопасности.